Продуктовый ретейл в РФ далек от серьезных систем
10 июля 2008

Торговля – один из драйверов российской экономики. Говоря о достижениях последних лет, многие приводят рост зарплат у продавцов-консультантов. Действительно, по итогам первых двух месяцев 2008г. зарплаты в отрасли выросли на 26-35,4%, подсчитали в Центре макроэкономичекого анализа и краткосрочного прогнозирования. Более того, в начале 2008г. ретейлеры из России пополнили список топ-250 мировых лидеров Deloitte & Touch.

Напомним, ведущим сегментом отрасли остается продуктовый ретейл. По данным швейцарской группы UBS, продуктовый розничный сектор в 2007г. вырос в РФ на 32% в годовом исчислении, достигнув 191 млн долларов. Однако потребление мяса, молока и других продуктов в стране по-прежнему далеко от медицинской нормы.

Те, кто считает, что народ до сих пор не накормлен, вовсе не ошибаются, так же как и те, кто упрекает ретейлеров в завышении цен на продукты. Например, говоря о приходе западных конкурентов на российский рынок, президент ГК "Дикси" Виталий Ключников констатирует: "Западный ретейл принес мощную конкурентную ценовую политику".

"Если взять, на мой взгляд, самого сильного западного игрока – "Ашан", – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" В.Ключников, – мы четко видим, что это достаточно серьезное предложение по ассортименту, и тем не менее компания ведет агрессивную ценовую политику".

Хотя порой и возникают разговоры о необходимости коррекции ценовой политики российскими компаниями, очевидно, ретейл по-прежнему на стадии экстенсивного роста. Так что говорить об органическом развитии можно будет только по ее завершении. "Чем больше компания, тем больше она может сэкономить на издержках, — обещает старший аналитик ИФК "Солид" Евгения Талалаева. – В частности, за счет оптимизации логистики затраты на нее экономится до 80%".

Впрочем, в России сегодня едва ли найдется человек, который поверил бы в понижение цен. "Все лидеры российского ретейлинга сегодня движутся к тому, чтобы занять больше хороших позиций, соответственно нарастить количество объектов, – продолжает В.Ключников. – Пока я не вижу серьезной тенденции к тому, чтобы заниматься технологиями, бизнес-процессами, построениями серьезных систем, аналогичных существующим у западных конкурентов".

Притом что лидеры рынка сегодня стараются работать в мультиформатном режиме, по данным "Бизнес-Стат", в структуре сетевого ретейла все же преобладают магазины низких цен. Другие форматы россияне просто "не потянут". Так, по данным аналитиков, на первом месте по выручке за 2007г. выделяется "X5 Ретейл Групп" ("Пятерочка", "Перекресток", "Меркадо"), заработавшая 5,284 млрд долларов (средний чек 217 рублей). Следом идет Metro Group (Metro, Metro Cash & Carry, Real, Media Market) с выручкой 4,801 млрд долларов (средний чек — 3 тысячи 255 рублей). Третье место за "Магнитом" с 3,878 млрд долларов (средний чек — 103 рубля).

Четвертая позиция у группы Auchan ("Ашан", Leroy Merlin), выручка в 3,6 млрд долларов. Пятое место у "Ленты" с выручкой в 1,55 млрд долларов, шестое – у "Копейки" с 1,49 млрд долларов. ГК "Дикси" ("Дикси", "Мегамарт", "Минимарт", "Вимарт") с выручкой в 1,431 млрд долларов занимает 7-ое место. И замыкает восьмерку "Седьмой континент" с 1,4 млрд долларов. Как видим, более чем у половины лидеров средний чек – 150-250 рублей, что в общем-то подтверждает ценовой формат, отличный, скажем, от формата Metro. "Сегодня спрос в РФ сложился таким образом, что мы имеем среднюю категорию, "средний минус", и покупателей с невысокими доходами", – соглашается В.Ключников.

Тем не менее маржа в продуктовом ретейле колеблется между 18 и 25%, а новые магазины окупаются за 3 года, поделился эксперт. В таких условиях не удивительно, что ретейлеры поспешили с IPO, причем некоторые привлекают деньги с Лондонской фондовой биржи. "Я думаю, что, разместившись на Лондоне, мы получили бы более приемлемые для нас условия. Количество игроков и объемы денежной массы, которыми оперируют на Западе, не сопоставимы с российскими", – говорит В.Ключников.

Инвесторов не останавливает мелкота российских ретейловых рынков, большинство из которых исчерпает себя к 2012-2014гг., утверждают аналитики. Как правило, аппетиты инвесторов возбуждены примерами Москвы и Санкт-Петербурга — лучшими городами в мире для развития ретейла, как считают эксперты (следом идет Прага). Подобные заключения обусловлены как высоким уровнем доходов столичных жителей, так и относительным дефицитом торговых площадей.

Источник информации: www.foodretail.ru

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).