«Покупай нижегородское» - социальная программа
30 февраля 2008

«Покупай нижегородское» - такая социальная программа, инициированная 2 года назад нижегородским губернатором Валерием Шанцевым, начинает приносить первые результаты. Как рассказала «Крестьянским ведомостям» заведующая сектором маркетинговых услуг министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Светлана Главинская, за минувший срок доля нижегородских товаров, реализуемых в области торговыми сетями, возросла с 20% до 50%.

Чтобы и дальше развивать деловые контакты сельхозпроизводителей и переработчиков с работниками торговли, активно продвигать на полки магазинов местные товары и тем самым противостоять засилью заморских поделок, в этом министерстве регулярно проводят «круглые столы» с участием заинтересованных сторон. В частности, они прошли в минувшем году в СПК «Ждановском», Дзержинске, Ковернинском районе на базе местных перерабатывающих предприятий. Работа эта, как видно, пока в самом начале.

Недавно мне довелось участвовать в работе такого «круглого стола» на Починковском маслосырзаводе. Торговля здесь была представлена такими солидными кампаниями, как «Калинка», «Сормовский коммерческий центр», «Сладкая жизнь», «Карусель», «Перекресток» и др. Вел заседание замминистра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Анатолий Якимчев.

Для начала многочисленные гости ознакомились с основными цехами Починковского маслосырзавода, который является крупнейшим производителем молочной продукции. Довольно показательна история этого предприятия - полвека назад на окраине Починок появился небольшой заводик, где принимали молоко, делали мороженое, масло и творог в небольших количествах. Возможно, судьба его так бы и осталась незавидной, если бы не решение нижегородских властей построить в глубинке крупный современный завод на импортном оборудовании.

Позже, уже в 80-е гг. этот завод пережил серьезную реконструкцию, а сделано это было для того, чтобы он мог принимать на переработку молоко не только из хозяйства Починковского района, но и соседних районов - Лукояновского и Больше-Болдинского. В результате его мощности возросли до 250 т молока в сутки, расширился ассортимент продукции. Кстати, для реконструкции завода были взяты солидные кредиты под гарантии районного бюджета. Потому Починковский маслосырзавод ныне является единственным в области муниципальным унитарным предприятием, находящемся в собственности района.

Чтобы судить о масштабах его производства, достаточно привести итоги прошлого года, когда было произведено сыров твердых - 1,6 тыс. т, плавленых - около 100 т, 730 т масла, 858 т сухого обезжиренного молока и немало другой продукции.

Что касается цельномолочной продукции, то это приятная новинка последнего времени. Дело в том, что среди специалистов бытовало мнение, будто на таком глубинном предприятии нет смысла выпускать эту группу изделий - возить их за 250 км в областной центр едва ли целесообразно, к тому же «молочка» всегда имеет малый срок хранения. Однако на заводе показали пример того, как надо гибко реагировать на меняющиеся запросы рынка. Дело в том, что в последнее время из-за нехватки сырья молзаводы в областном центре сократили производство, вот в эту освободившуюся рыночную нишу и устремились работники Починковского завода.

Рассказывает главный технолог предприятия Ирина Волкова:

«По рецептам датской фирмы «Христиан Хансен» мы организовали недавно выпуск цельномолочной продукции. Сперва установили один фасовочный автомат, потом - второй, третий, сейчас планируем закупить четвертый. В прошлом году выпуск такой продукции составил 1,4 тыс. т или вдвое больше предшествующего года. Будем и дальше наращивать - насколько нам позволит сырьевая база».

Немаловажный момент - благодаря своей удаленности Починковский район пока мало пострадал от негативных последствий цивилизации - тут отличные, богатые выпаса, нетронутая природа, в местных хозяйствах для скота заготавливают качественные, с высоким содержанием питательных веществ корма. Все это очень важно для качества продукции, которую выпускает завод. Собственно, с отменного сырья берут все начала, поскольку на предприятии работают без каких-либо добавок, поставили своей целью давать потребителям экологически чистую продукцию.

И еще один пример гибкого хозяйского маневра, продиктованного потребностями рынка. Настоящим долгостроем тут был цех сухого молока, в какой-то момент на него просто махнули рукой. Но недавно все-таки его закончили, а немалые средства, которые сюда пошли, вполне себя оправдывают. Тут действует теперь мощная чешская сушилка, продукция получается высокого качества, что позволило заводу выйти с ней на экспорт.

«Если честно признаться, зарубежные покупатели заставили нас по-настоящему работать с этой продукцией, в частности, фасуем ее в пятислойные мешки, выполнили ряд других замечаний потребителей. Сейчас у нас имеется запас прошлогоднего дешевого сухого молока, за счет продажи которого мы немного снизили цены на остальную продукцию», - говорит директор завода Виктор Бузин.

Чтобы эффективно перерабатывать сыворотку, которая получается в сыродельном производстве, пригласили ученых из Углича, внесли изменения в технологию, ввели дополнительное оборудование. В итоге стали полностью извлекать молочный сахар, который используют кондитеры, а также при производстве лекарств. Главное, стали работать по безотходной технологии, не нанося ущерба окружающей среде.

Особого внимания заслуживают знаменитые починковские сыры, их выпускают полтора десятка видов, причем, мощности позволяют делать их до 10 т в сутки. Кстати, на сыры идет молоко только самое лучшее, здесь важны такие показатели, как жирность, наличие белка, плотность и другие характеристики.

Поэтому при поступлении молока из него формируют специальные партии для изготовления сыров. В свою очередь сыр является особо ценным белковым продуктом, к тому же он долго может храниться. Здесь делают по классическим рецептам сыр «Голландский», «Костромской», «Российский», пришелся по вкусу сыр «Починковский», рецептура которого разработана работниками завода. Есть сорта сыров, которые вызревают до 60 дней. Правда, у всего этого есть и негативная сторона - при столь длительных сроках созревания оказываются на долгое время замороженными оборотные средства завода, особенно если учесть, одновременно на дозревание тут закладывается не менее 500 т сыров. Но это, как говорится, неизбежные издержки технологии сыроварения.

Нельзя не упомянуть добрым словом животноводов СПК «Заря», имени Ленина, «Красный пахарь», ООО «Саитовка», агрофирмы «Никитинская», которые дают подавляющую часть молока для переработки. И какого молока! Работать с ними, по заявлениям заводчан, - одно удовольствие. В этих хозяйствах имеются на фермах лаборатории, перед отправкой сырье проходит проверку. Показательно, что такие анализы почти всегда совпадают с анализами заводскими, в результате прекратились былые распри, острые конфликты между животноводами и переработчиками.

В заводской лаборатории с помощью анализатора в течение 80 секунд делается анализ молока по 6 показателям. А создавала эту лабораторию выпускница Вологодского молочного института И. Волкова - нынешний главный технолог завода. В лаборатории такой же строгий контроль ведется за качеством готовой продукции.

Следует добавить, что для обеспечения сырьевой базы в минувшем году заводом было выдано селянам кредитов на 50 млн руб., а нынче планируется их дать вдвое больше.

Как выяснилось в ходе заседания «круглого стола», в минувшем году на заводе переработано 34 тыс. т молока, в том числе 20 тыс. т из местных хозяйств. К сожалению, сырья не хватает, потому приходится немалую долю его закупать на стороне, а оно не всегда лучшего качества. Ныне мощности предприятия пока загружены наполовину.

Еще одна острая проблема - сбыт готовой продукции. Как выяснилось в разговорах с работниками завода, они до последнего времени были убеждены, что рекламировать свою продукцию нет надобности. Она, мол, отменного качества, экологически чистая, ее потребитель возьмет и так. Но надо учитывать, что нынешний рынок буквально наводнен дешевыми, а значит, суррогатными изделиями, которые к тому же далеко не безвредны для здоровья людей. В самом деле, если на пакете молока значится срок его годности почти полтора месяца (нормальное молоко может сохраняться несколько суток), то это разве что некий напиток, но никак не молоко. К сожалению, противостоять этому потоку разных продуктовых подделок пока не удается.

Сегодня 60% всей продукции Починковского маслосырзавода реализуется за пределами области. Сыры, масло и многое другое охотно крупными партиями отправляется в Москву, Санкт-Петербург, в Сибирь.

Казалось бы, столь широкой географии надо только радоваться. Но вот что показала недавняя проверка столичной комиссией нижегородских магазинов - в них почти не найти сыров местного производства, хотя полки ломятся от импортных сыров - весьма недешевых и далеко не лучшего качества.

Работники Починковского завода сетовали, что у них торговля те же сыры не берет, поскольку не устраивает цена на них. В свою очередь представители сетевых компаний, участвующих в «круглом столе» советовали заводчанам для начала побольше проводить дегустаций, чтобы люди лучше знали о достоинствах этой продукции, а не только при покупке товара интересовались лишь ценниками на них. Наверное, в этом немало здравого резона - свою продукцию завод должен более настойчиво предлагать покупателям, а не полагаться на волю стихийного рынка.

Конечно, можно понять и работников завода, которым гораздо удобнее на местном рынке иметь дело с 2-3 торговыми кампаниями, а не развозить по «точкам» небольшие партии товаров. А в ответ у торговцев новая претензия - им нужен постоянный ассортимент, чего не всегда завод обеспечивает. Словом, взаимных упреков в ходе «круглого стола» было немало, теперь дело за тем, чтобы налаживать тесные партнерские контакты, постараться уже в ближайшее время поток товаров, которые до сих пор уходили в другие регионы, направить на местный рынок, чтобы у нижегородцев был широкий выбор добротных, качественных товаров. Собственно, в этом и состоит социальный смысл губернаторской программы «Покупай нижегородское».

При этом, как подчеркивалось в ходе «круглого стола», надо меньше всего полагаться на некий административный ресурс. В конце концов, при выборе тех или иных товаров последнее, решающее слово остается за потребителем.

Приводился такой любопытный факт: сейчас областном центре стали очень популярны «буренки» на колесах, их ежедневно бывает до полторы сотни на городских улицах. Хотя молоко тут недешевое - по 20 руб/л, люди выстраиваются с утра в длинные очереди. Объяснение простое - людей устраивает качество такого натурального молока, которое даже не хочется сравнивать с «усредненным», пакетным, хотя последнее обходится вроде бы дешевле.

В конце разговора В. Бузин не удержался от одного острого упрека в адрес торговли. «Когда в конце прошлого года резко подскочили цены на молочную продукцию и у нас возникли проблемы со сбытом, мы постарались снизить цены на сыры, масло и другое в среднем на 30 руб. А вот в магазинах ценники на эти товары остались без изменения», - посетовал В. Бузин.

Выясняется еще одна острая проблема - ныне многие торговые кампании устанавливают для сельхозпроизводителей довольно солидные бонусы - заплатишь деньги, твои товары попадут на полки магазинов. Причем, эти бонусы измеряются порой в несколько миллионов рублей. Спрашивается, при таких преградах могут ли местные товары быть широко представлены в нижегородских магазинах.

Власти на все это уже соответственно отреагировали - решено при реализации программы «Покупай нижегородское» переходить от простой агитации к более жестким мерам. В частности, предполагается создать межведомственную комиссию по продвижению нижегородских товаров на местный рынок, причем, это должно быть одинаково выгодно, как производителям, так и торговле. Насколько все это получится на практике, покажет время.

Источник:Анатолий Ершов Нижегородская область «Крестьянские ведомости»

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, крупная строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).