Копирование материалов, право пользование Согласно ФЗ ч.6 ст.15.7, ст.1259 ГК РФ., сч.4. ст.1259 ГК РФ, настоящим сообщаем - копирование запрещено с настоящего сайта agroman.ru. Частичная переработка запрещена. Уникальный материал принадлежит юр лицу под управлением ООО АГРОМЭН У Вас другой вопрос? Вы ознакомились, закройте окно, или вы можете обратитьтся за консультацией Ознакомлен Контакты
Российский экспорт меда: тенденции и сюрпризы
15 апреля 2008

В списке стран-экспортеров меда Россия занимает одно из последних мест. Экспорт этого продукта по данным официальной статистики составляет всего 133 т в год. Вместе с тем в отдельные страны мира российского меда поступает в десятки раз больше. В чем причина?

Предлагаем вашему вниманию расследование специалистов Межрегиональной общественной организации пчеловодов (МООП).

Пчеловодство России обладает потенциалом, который позволяет нам плавно вписаться в мировой рынок пчеловодных продуктов и занять на нем достойные позиции. По данным ФАО, наша страна производит 4% мирового меда и в последние годы уверенно делит вместе с Украиной и Индией 6-8 места в списке крупнейших его производителей. Дальнейшее развитие зависит от того, насколько эффективно отечественное пчеловодство будет распоряжаться своим потенциалом и осваивать науку выживания в условиях глобализации экономики.

В мире сейчас производится 1,3-1,4 млн т меда, из которых экспортируется 400 тыс. т. Доля Аргентины в этом экспорте составляет 25%, Китая - 22%, Германии (которая одновременно является крупнейшим импортером меда) - 6%, Венгрии, Индии, Вьетнама и Бразилии - по 4%, Канады - 3%,Уругвая - 2% и других стран - 26%. По масштабам экспорта меда и такому показателю, как доля экспорта в объеме производимого меда, наша страна занимает одно из последних мест среди примерно 40 стран, причисленных к «другим».

По данным Управления таможенной статистики и анализа Федеральной таможенной службы РФ, в 2007 г. экспорт меда натурального составил 133,2 т. Если исходить из оценки ФАО, согласно которой наша страна производит ежегодно 52 тыс. т меда, это всего 0,25%. У большинства «медовых держав» доля экспорта в объеме производства составляет в среднем 30%, а у Аргентины - более 90%.

По неофициальным оценкам, в 2007 г. Россия импортировала меда из стран дальнего и ближнего зарубежья на порядок больше, чем экспортировала. Если эта тенденция сохранится, то в скором времени наша страна может превратиться в крупного импортера меда со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для отечественного производителя и сельского хозяйства.

Пчеловодная отрасль России оказалась не готовой к прорыву на мировой рынок меда и вынуждена выступать на этом рынке в роли новичка и «догоняющего». Потребуется время, чтобы отрасль вышла на более высокий уровень развития, позволяющий осваивать внешние рынки и конкурировать с зарубежными партнерами по ценам и качеству продукции.

Как свидетельствует практика, мед для крупных экспортных поставок способны давать только хозяйства так называемых коммерческих или профессиональных пчеловодов. В России таким пчеловодам принадлежит не более 10-20% пчелиных семей (в Канаде - 80%, в Австралии - 70%). Для экспортных поставок требуется гомогенизированный мед, как минимум, в объеме одного контейнера, рассчитанного на 18,5 т продукта. Однородность меда в таких партиях упрощает и удешевляет его идентификацию и сертификацию. Но пчеловодческие хозяйства и перерабатывающие предприятия России оборудованием для гомогенизации меда пока не располагают.

Российский мед не уступает продукции Китая, Аргентины и других стран по своим органолептическим и другим характеристикам, а возможно и превосходит их. Однако действующие в России стандарты качества меда не соответствуют мировым.

Этот разрыв наметился к концу 80-х гг. прошлого века, когда под эгидой Международной федерации ассоциаций пчеловодов - Апимондии начал оформляться мировой «фронт» борьбы за упорядочение мировой торговли продуктами пчеловодства и за их чистоту. К этому процессу подключились и другие международные организации и объединения частных компаний Западной Европы. В результате был перекрыт ряд каналов поступления некачественного меда на мировой рынок, создана соответствующая правовая база и проделана значительная работа по информированию мировой общественности о сути проблемы загрязнения продуктов пчеловодства остатками вредных веществ. В рамках этого проекта были открыты новые и модернизированы существующие специализированные лаборатории в странах-экспортерах и импортерах продуктов пчеловодства, подготовлены специалисты для работы в этих лабораториях, усовершенствованы методики анализов.

К середине текущего десятилетия сложилось четкое распределение ролей между участниками этого процесса.

Апимондия регулярно включает обсуждение проблем качества меда в повестку дня своих международных конгрессов и специальных симпозиумов. Очередной такой симпозиум (они проводятся 1 раз в 2 года) состоится в Бухаресте 11-14 сентября 2008 г. К сожалению, представители российских пчеловодных организаций не считают нужным участвовать в работе этих форумов.

Общими проблемами международной торговли медом занимается созданная в 1984 г. Международная организация экспортеров меда (International Honey Exporters` Organization) - МОЭМ. В ней состоят 16 стран: Австралия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Индия, Канада, Китай, Куба, Мексика, Новая Зеландия, Турция, Уругвай, Чили и Сальвадор. На эти страны приходится 85% мирового экспорта меда.

МОЭМ ставит своими целями обеспечение стабильности в мировой торговле медом, отслеживание производства меда, его потребления и запасов на складах, а также мониторинг изменений обменных курсов валют и положения в мировой экономике. Кроме того, она занимается содействием продвижению меда к потребителю и развитием связей между странами-экспортерами меда в целях взаимного регулярного обмена информацией о состоянии рынка. При этом МОЭМ не устанавливает производственные или экспортные квоты, а ее решения не имеют обязательной силы для стран-членов (в отличие, например, от Организации стран-экспортеров нефти - ОПЕК).

Каждый член МОЭМ получает дополнительный голос на каждые 10 тыс. т экспортируемого меда. Объем экспорта подсчитывается на базе усредненного показателя за 5 лет. Китай имеет в настоящее время 10 голосов, Аргентина - 8, Мексика - 3, Уругвай и Канада - по 2, остальные 11 стран - по 1 голосу. Россия при нынешних объемах экспорта меда не вправе претендовать на членство в МОЭМ.

С 1989 г. функционирует также Европейская федерация фасовщиков и дистрибьютеров меда (Federation Europeenne Des Embalmers Et Distributeurs De Miel - F.E.E.D.M.). Ее членами являются частные компании и их ассоциации, занимающиеся импортом, переработкой и оптовой торговлей медом в 14 из 27 стран ЕС. На эти компании приходится около 80% из 220 тыс. т меда, ежегодно закупаемого странами ЕС в третьих странах и друг у друга. В документах Федерации подчеркивается, что ее члены обязаны соблюдать жесткие требования, предъявляемые к качеству меда. Наличие в меде антибиотиков считается «незаконным и недопустимым».

А третьи страны, желающие поставлять мед в ЕС, должны предоставлять Еврокомиссии гарантии того, что они будут проводить мониторинг остатков вредных веществ в их продукции в соответствии с директивой 96/23/ЕС. Список стран, которым разрешен экспорт меда в ЕС, периодически пересматривается, и из него вычеркиваются нарушители перечисленных требований. В 2005-2007 гг. жертвой этих санкций стала Бразилия, своевременно не представившая Еврокомиссии план мониторинга качества своего меда.

Созданная в 1990 г. Международная комиссия по меду (International Honey Commission) - МКМ, занимается разработкой новых методик анализов и международных стандартов меда. Результаты этой работы обобщены в «Гармонизированных методиках Европейской комиссии по меду», которые были опубликованы в 1997 г. На этой базе в дальнейшем разрабатывались новые стандарты Пищевого Кодекса (Codex Alimentarius), а также Директива ЕС по меду, вступившая в силу в 2001 г. Сейчас работа МКМ проводится в 5 рабочих группах и на ежегодных рабочих сессиях, которые обычно проходят в кулуарах конгрессов и симпозиумов Апимондии. Одна из групп занимается гармонизацией имеющихся методик проведения анализов и максимально допустимых уровней остатков вредных веществ в меде.

В Международной ассоциации фасовщиков меда (Honey International Packers Association) - МАФМ, созданной в 2004 г., состоят 26 компаний из 17 стран Европы, Азии, Америки и Австралии, в том числе российская организация МООП. МАФМ заявляет, что добивается, «чтобы производимый пчеловодами мед был чистым, нефальсифицированным, свободным от остатков антибиотиков и других веществ, и чтобы его качество соответствовало законным требованиям страны-импортера». За прошедшие 3 года МАФМ провела консультации с правительственными, общественными, деловыми и другими структурами ряда стран по техническим, юридическим и другим аспектам производства меда-сырца, проблемам загрязненности меда, требованиям к маркировке продукции, строительству перерабатывающих предприятий и организации на них производства.

Отсев импортных продуктов, качество которых не соответствует стандартам ЕС, осуществляет Европейская служба быстрого оповещения о зараженности пищевых продуктов и кормов для животных (European Rapid Alert System For Food and Feed - RASFF). Она периодически объявляет санитарные тревоги в связи с обнаружением остатков антибиотиков и других ветеринарных препаратов в продуктах пчеловодства. Чаще всего среди поставщиков таких продуктов называется Китай. В феврале 2008 г., например, Китай 4 раз упоминался в еженедельных сводках RASFF.

По свидетельству зарубежных экспертов, степень загрязненности меда, поступающего на мировой рынок, в последние годы заметно снизилась. Однако в системе контроля качества этого продукта по-прежнему остается немало «дыр».

Мировое пчеловодство не смогло быстро и повсеместно переключиться на «сверхчистые» технологии производства своей продукции. Пчелы во всем мире продолжают болеть, причем, как свидетельствует зимовка 2006/2007 гг. - даже более тяжело, чем в предыдущие годы. Остатки применяемых для лечения болезней ветеринарных препаратов продолжают попадать в продукты пчеловодства. Налаживание эффективного контроля качества импортируемого меда, как и систематической борьбы с медовым демпингом оказывается непростым делом.

Недобросовестные экспортеры и импортеры меда проявляют большую изобретательность в обходе санитарных и антидемпинговых барьеров. Об этом, в частности, свидетельствует пример Австралии. В феврале 2008 г. в этой стране завершился процесс над тремя бизнесменами, замешанными в незаконных поставках китайского меда в США через Австралию. Суть дела заключалась в следующем. В 2001-2002 гг. из Сингапура, где, как известно, вообще отсутствует пчеловодство, в австралийские порты в 135 морских контейнерах были доставлены 2 тыс. т меда. Этот мед не подвергся в Австралии какой-либо обработке, но документы на него были переоформлены как на австралийский продукт, предназначенный для экспорта.

Цель аферы состояла в том, чтобы избежать уплаты на американской таможне введенных накануне высоких антидемпинговых пошлин на мед из Китая. Бизнесмены были обвинены в нарушении австралийских законов о таможне и торговле и приговорены к уплате штрафов и возмещению судебных издержек на общую сумму в $580,2 тыс. По сообщению таможенной службы Австралии, длительность процесса объяснялась трудностями раскрытия многих деталей этой аферы, «способной нанести ущерб отношениям Австралии с ее ведущими зарубежными партнерами».

В марте 2008 г. исполнительный директор Австралийского совета по меду Стефен Вэйр призвал федеральное правительство принять дополнительные меры для защиты репутации продуктов пчеловодства Австралии. Он отметил, что в настоящее время Карантинная служба проверяет лишь 5% партий поступающего в страну низкокачественного импортного меда, что открывает возможность для последующего его реэкспорта под видом австралийского. В 2007 г. в Австралию было поставлено 400 т китайского меда, «маркером» которого, как известно, служит один из антибиотиков, применяемый только в пчеловодстве Китая. По словам С. Вэйра, остатки этого препарата были недавно обнаружены в меде и маточном молочке, поступившем в страны ЕС под видом продукции австралийского производства.

По сообщениям Американского пчеловодного журнала (American Bee Journal), указанная схема активно применяется и в США. Прямые поставки китайского меда в эту страну в 2003-2006 гг. составляли 20-30 тыс.т. В 2007 г., когда для ряда компаний-экспортеров меда из Китая антидемпинговая пошлина была повышена до 250%, экспорт сократился до 17 тыс. т. Все это время параллельно шли нелегальные поставки меда через третьи страны. Объем этих операций, по оценке Ассоциации американских производителей меда, составил около 30% от объема прямого экспорта.

Как заявляет секретарь Ассоциации фасовщиков и дилеров меда США Рональд Фиппс, в указанных перевалочных операциях участвуют проживающие в США бизнесмены-китайцы, их партнеры в странах Юго-Восточной Азии и Австралии, а также «ближайшие географические соседи Китая, включая Россию, Корею, Монголию и Индию». Мед в таких случаях подвергается тщательной фильтрации, чтобы исключить возможность определения страны-производителя с помощью пыльцевого анализа.

По американским официальным данным об импорте меда, согласно «Докладу по меду» министерства сельского хозяйства США, размещенного на сайте Национального управления по меду (National Honey Board), из названных Р. Фиппсом «географических соседей Китая» в последние годы было импортировано такое количество меда (данные округлены, т):

В 2007 г. экспорт российского меда в США составил около 4100 т. По данным минсельхоза США в декабре-октябре 2007 г. из России и некоторых стран СНГ в страну был поставлен мед следующих сортов (т):

Напомним, по данным ФТС общий объем российского экспорта меда в 2007 г. составил 133,2 т. Сюда, по-видимому, входит и экспорт в США.

По американской же статистике получается, что в 2002-2007 гг. произошел феноменальный рост поставок российского меда в страну - в 164 раза! Можно было бы порадоваться этому рекорду, если бы не одно «но» - этот мед не фигурирует в сводках российской таможни и, следовательно, не пересекал государственную границу России. Его поставки в США шли и продолжают идти исключительно через южнокорейский порт Пусан. Причем объем этих поставок в I квартале 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. значительно вырос.

Проводит эти незаконные операции и оформляет все требуемые в таких случаях документы некое ООО «Нефелон», зарегистрированное по адресу: Приморский край, г. Партизанск, ул.50-летия ВЛКСМ, дом 52.

При мировой цене меда $1,5-2/кг объем поставок «Нефелона» оценивается в $10 млн. Это более 5 тыс. т. Во всем Дальневосточном федеральном округе, куда наряду с 8 другими субъектами входит Приморский край, производится менее 3 тыс. т меда в год. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. в округе содержится 149,7 тыс. пчелиных семей. Такое количество меда произвести они не способны.

По-видимому, «Нефелон» выдает за российский продукт мед китайского производства, причем мед сомнительного качества. Иначе, зачем нужна перевалочная база в Пусане?

Последствия этой медовой аферы «Нефелона» могут нанести ущерб репутации России как внешнеторгового партнера, а также репутации Приморского края и имиджу российского меда.

Все это заставляет еще раз серьезно задуматься о положении дел в отечественном пчеловодстве и о путях его дальнейшего развития.


Борис Угринович Александр Фарамазян специально для «Крестьянских ведомостей»

Источник информации: agronews.ru

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).