Нижегородская область угодили в сети, торговые
07 марта 2008

В Нижегородской области по традиции сейчас заключаются договора между сельхозпроизводителями и торговыми организациями на поставку в магазины продовольственных товаров в 2008 году. Обычно тихая, даже рутинная ежегодная кампания ныне успела ознаменоваться весьма громкими скандалами, когда торговля буквально навязывает нижегородским производителям свои кабальные условия.

Вопрос этот настолько «нагрелся», что министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Л. Седов вынужден был собрать специальное совещание. На нем стали явными многие факты открытого диктата сетевиков, которые прежде скрывались в чиновничьих кабинетах.

По инициативе нижегородского губернатора В. Шанцева в свое время была начата социальная программа «Покупай нижегородское», имеющая целью как можно больше продвигать в торговлю местную продукцию и тем самым поддержать нижегородских сельхозпроизводителей. Но за этим кроется не просто некий патриотический порыв или местечковый интерес - здешняя продукция, как правило, экологически чистая, должна противостоять в магазинах наплыву дешевого импортного продовольствия, не отличающегося высоким качеством. Иными словами, речь сегодня идет ни о чем ином, как здоровье населения.

Мы уже писали подробно о сути программы «Покупай нижегородское» на нашем сайте AgroNews.ru от 09.02.08. Однако последние события вокруг нынешней договорной кампании заставляют вернуться к этой важной теме.

К сожалению, имел место такой факт: для нижегородского губернатора чиновники министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг (в него входит торговля) до сих пор рисовали вполне благостную картину - мол, между торговлей и местными производителями все обстоит гладко, никаких проблем не существует. А когда негативные моменты все-таки вышли наружу, губернатор потребовал от аграрного министерства строго во всем разобраться и навести порядок. Понятно, что в самом жестком ключе проходило в этом ведомстве совещание, о котором уже упоминалось. Иллюстрацией к истинному положению дел стало выступление генерального директора ОАО «Дзержинский мясокомбинат» А. Костюнина, который сказал:

«Складывается впечатление, что в ходе нынешней договорной кампании сетевики стараются выжать из поставщиков продукции все возможное. В пунктах договоров содержатся требования только к нам, а себе торговые сети оставляют полную свободу действий. Так, от нас требуют огромные бонусы для вхождения в торговые сети, а при реализации продукции заранее прописаны в договорах такие штрафные санкции, что делают этот канал сбыта бессмысленным».

К примеру, долги торговли этому предприятию возросли с 30 млн руб. в 2006 году до 50 млн руб. в минувшем году. По сути, предприятие лишилось своей основной части оборотных средств, теперь его работа парализована. По-прежнему торговля требует бонусы, чтобы на магазинные полки попали отсюда разные мясные изделия. Причем, сетевики рекомендуют включать бонусы в себестоимость продукции. Но, во-первых, это резко удорожает продукцию, что затрудняет впоследствии ее реализацию. А, во-вторых, налоговики при проверках исключают затраты по бонусам из отчетности и предприятия несут в этом случае прямые дополнительные потери.

«Если учесть, что сырье, энергия сильно дорожают, то все это заставляет нас резко сокращать производство продукции. Во всяком случае, работать себе в убыток мы долго не сможем», - заявил А. Костюнин.

Особое возмущение у производственников вызывает пункт договора с торговлей, по которому взимается штраф в 2,7 млн руб. за разглашение условий договора (так называемое «недружелюбное влияние» одного из партнеров). Надо ли удивляться, что до сих пор редко кто из производственников отважился в открытую говорить о поборах со стороны торговли, а истинное положение дел долго оставалось тайной за семью печатями. К этому примешивается и такое обстоятельство: по расчетам ныне в области наблюдается известный дефицит торговых мест, отсюда нынешний пресс со стороны сетевиков, которые зачастую не заинтересованы в продвижении нижегородских товаров на местном рынке, предпочитают торговать суррогатными дешевыми импортными изделиями.

Столь же тревожно прозвучало выступление президента ассоциации «Нижегородский хлеб» В. Головачева, который привел факты вопиющей несправедливости в отношениях между хлебозаводами и магазинами:

«За 2 часа опоздания поставки хлеба в торговлю с нас берут штраф, а когда наши машины в ожидании разгрузки простаивают по полдня или нас заставляют за свой счет вывозить назад нереализованную продукцию, все это торговле сходит с рук. Жесткие санкции от сетей следуют, если мы кому-то из других оптовиков осмелимся отпустить товар по немного заниженным ценам.

Между прочим, в сетевых магазинах нередко торгуют своим хлебом, который дороже наших буханок и батонов. Словом, такие «партнеры» стараются любым способом создать трудности нам при реализации продукции. Между прочим, договора наши носят трехсторонний характер - их подписывают не только торговля и мы, но и представители власти. Последние должны резко усилить контроль, чтобы ныне при подписании новых договоров на 2008 год «не было игры в одни ворота», как наблюдалось до сих пор».

С отчаянием говорил директор ОАО «Молоко» А. Маликов о том, что ныне предприятие бесконечными штрафными санкциями со стороны торговли поставлено перед необходимостью снизить переработку молока с 350 т в сутки до 100 т. А это означает, что цены на молочную продукцию поползут вверх, в сущности, такие действия торговли направлены на свертывание местного сельхозпроизводства. А чего стоит такой момент - срок реализации молочной продукции, как известно, составляет 5 суток, а вот платежи за нее заводу поступают через месяц.

О накопившихся острых проблемах во взаимоотношениях с торговлей поведал руководитель Сеймовской птицефабрики А. Холдоенко. Хотя на предприятии некоторое время назад пущен новый логистический центр, делается немало по отпуску яиц в удобной для потребителей таре, а также развивают фирменную торговлю, все равно сетевики, через которых сбывается немалая часть продукции, диктуют свои жесткие условия. В итоге страдает дело.

Примечательно, что когда после этих выступлений производственников министр Л. Седов предложил присутствующим в зале работникам торговли высказаться по наболевшим проблемам, никто из них не взял слова, все предпочли отмолчаться.

Здесь надо отметить одно важное обстоятельство - многие торговые кампании, работающие сейчас в Нижегородской области, являются иногородними, а то и транснациональными. Когда они сюда пришли, многие только радовались, поскольку это позволило быстро насыщать местный скудный рынок товарной массой. Причем, таким торговым организациям были предоставлены разные льготы, в том числе по налогам, им отводились лучшие площадки для размещения торговых центров.

Но, как показывают факты, со стороны «чужих» чаще всего наблюдается наибольшее давление на нижегородских производителей. Не случайно в супермаркетах таких кампаний редко бывают отделы нижегородских товаров, а если они сюда попадают, то оказываются на задворках, никак не рекламируются, покупатели о них подчас и не догадываются.

Однако найти какую-либо управу невозможно - руководители таких кампаний находятся либо в Москве, либо за границей. Кстати, на совещании присутствовали от них рядовые менеджеры, которые, по сути, в области никаких важных вопросов не решают, в острых коллизиях, возникающих постоянно между торговлей и поставщиками продукции, выступают в роли статистов.

Некоторое время назад по всем этим вопросам была составлена работниками аграрного министерства обширная докладная записка для руководства области. В ней помимо уже упоминавшихся входных бонусов автора отмечают, что местные производители нередко облагаются ретро-бонусами (оплата в 10-15% от валового товарооборота по итогам работы торговли за квартал, год). Если кто из товаропроизводителей отважится отпустить на сторону продукцию по сниженной цене, следует штраф в 750 тыс. руб. В договорах значатся и такие пункты, как дополнительные выплаты торговле, если производитель намерен обновить свой ассортимент, да и просто выкладка товаров на полках делается не бесплатно.

По набору штрафных санкций некоторые торговые кампании впору записывать в «рекордсмены». Это относится к ООО «Лента», ООО «Райцентр», ООО «Тандем», которые нередко вводят в договора дополнительные специальные условия для поставщиков.

Собственно этот нынешний сыр-бор в ходе договорной кампании разгорелся из-за того, что одно время руководители сетевых кампаний присылали в областное правительство официальные письма о том, что отменили взимание со своих партеров разных бонусов. Поэтому на совещании прозвучало справедливое предложение предоставить эти письма их поставщикам, чтобы при заключении новых договоров были исключены прежние кабальные пункты, а отношения между торговлей и производителями стали действительно равноправными, партнерскими.

Как сообщила зав. сектором маркетинга минсельхозпрода С. Главинская, в последнее время проведены переговоры с руководителями кампании «Метро» об освобождении товаропроизводителей от всех дополнительных и специальных условий при реализации их продукции. Состоялась встреча нижегородских производителей с директором по закупкам ООО «Руссель-М», нередко проводятся «круглые столы» на ведущих предприятиях с участием работников торговли, чтобы лучше рекламировать и продвигать местные товары на магазинных полках. Предполагается ввести штатную единицу для оперативного решения проблем между торговлей и производителями.

Остается добавить, что в Правительстве рассматривается законопроект о государственном регулировании торговой деятельности, в котором предусматривается ряд серьезных мер в этой сфере. Нынче летом этот документ должен поступить на утверждение в Госдуму. Насколько все это окажется эффективным, покажет время.

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, крупная строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).