Копирование материалов, право пользование Согласно ФЗ ч.6 ст.15.7, ст.1259 ГК РФ., сч.4. ст.1259 ГК РФ, настоящим сообщаем - копирование запрещено с настоящего сайта agroman.ru. Частичная переработка запрещена. Уникальный материал принадлежит юр лицу под управлением ООО АГРОМЭН У Вас другой вопрос? Вы ознакомились, закройте окно, или вы можете обратитьтся за консультацией Ознакомлен Контакты
Мясной рынок: первые уроки кризиса.
19 января 2009

Предприятия мясной отрасли вместе с ритейлом стали одними из первых пострадавших в результате финансового кризиса. И хотя, по мнению экспертов, худшее еще впереди, некоторые уроки можно извлечь уже сегодня. Специально для «Крестьянских ведомостей» ситуацию анализирует руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин.

- Отраслевым союзам и ассоциациям нужно было заранее предупреждать власти о том, что впереди нас ждут тяжелые времена, считает эксперт. Еще осенью 2007 года, когда все вокруг купались в успехе, аналитики НМА заметили первые признаки приближающегося кризиса. Мы написали об этом в правительство и различные ведомства, Госдуму и Совет Федерации, - говорит он. – Если бы нас поддержали другие организации и эксперты, то это принесло бы реальную пользу и стране, и бизнесу.

Хотя, конечно, долгосрочные прогнозы должны рождаться именно в правительстве, добавляет С. Юшин. Здесь аналитический потенциал должен быть на порядок выше, чем в отдельных министерствах или отраслях. Понятно, что приятнее рапортовать о достижениях и умалчивать о грядущих проблемах. Но в результате получается, что кризиса никто не ожидал и соответственно к нему не подготовился.

Первый урок, который мы должны извлечь – лучше иметь неудобную, чем искаженную информацию, - полагает С. Юшин. - На основе неверных выкладок, подстроенных под желания руководства, правильное решение принять невозможно.

Еще один урок, который мы все должны извлечь из нынешнего кризиса – это соответствие наших желаний и планов нашим возможностям, замечает С. Юшин. Как говорится в старинной поговорке – по одежке протягивай ножки. Пора, наконец, умерить пыл и гигантоманию, считает эксперт. Состояние нашей мясной инфраструктуры, правосознание участников экономической деятельности, соблюдение ветеринарного и санитарного законодательства находятся на крайне низком уровне. Вспомните только ситуацию с африканской чумой свиней в Ставрополье. Мы еще не готовы переварить тот объем производства, что запланирован в мясной отрасли – ни финансово, ни физически, ни логистически, полагает руководитель исполкома НМА.

Кризис уже начал сказываться на потребительском рынке. Мы не можем исключать того, что спрос на мясопродукцию пойдет вниз, - говорит С. Юшин. - В последние годы она стала такой дорогой, что в условиях кризиса может одной из первых вылететь из рациона россиян, полагает эксперт. Этот факт никак не согласуется с планами по увеличению производства мяса и мясной продукции. Сегодня инвесторам необходимо корректировать планы по наращиванию производства с учетом потребностей рынка. Иначе получится как с зерном – произведут много, но будут терпеть убытки.

Производители свинины и мяса птицы должны четко проанализировать – в каких рыночных условиях они будут работать через 3, 6 и 12 месяцев, советует С. Юшин. Ведь кризис, по самым скромным оценкам, продлится не меньше года.

Даже эффект от ослабления рубля, благодаря которому по примеру 1998 года импортная продукция станет дорожать, и спрос на нее будет снижаться, не дает особых надежд отечественному производителю. Сегодня ожидать быстрого и сильного подорожания импорта на мясном рынке было бы неправильно, считает С. Юшин. Цены на мясо в странах-экспортерах, которые достигали своих исторических максимумов в середине 2008 года, корректируются вниз. На разные виды сырья они уже упали на 20-30%. Этот факт нивелирует эффект от ослабления рубля – внешнеторговая себестоимость импортного мяса также может упасть, полагает эксперт.

Да и не производим мы мяса нужного качества в требуемых объемах, добавляет он. Из-за этого потребность в импорте будет снижаться медленно.

Страны-экспортеры тоже испытывают трудности сбыта в связи с кризисом ликвидности, поясняет С. Юшин. У компаний-импортеров в свою очередь не хватает средств на закупку товара, плюс – падает спрос. Среди стран-импортеров мяса немало небогатых государств, где в условиях кризиса люди вынуждены снизить потребление. В этой ситуации в странах-экспортерах возникает избыток продукции. Чтобы ее продать, они вынуждены снижать цены.

Еще один фактор – укрепление доллара по отношению к местным валютам стран-экспортеров. Под его влиянием стоимость мяса в долларовом эквиваленте снижается, замечает эксперт. Это случилось в Австралии, Бразилии, ряде других стран. Российские импортеры также сокращают закупки мяса – по сравнению с ноябрем 2008 года объем заказов в декабре уменьшился на 50%. А ведь на долю России в мировой торговле по разным видам мяса приходится от 10 до 14%, напоминает С. Юшин. Сокращение закупок таким важным игроком сказывается на динамике мировых цен – они идут вниз. Кроме того, в странах-экспортерах снижается себестоимость производства мяса, поскольку зерно подешевело во всем мире.

Впрочем, нынешний кризис имеет и положительные для мясного рынка стороны.

Углубляется прямой диалог бизнеса и власти, замечает С. Юшин. Предложение профессионального аграрного сообщества начать регулярные встречи на высшем уровне между представителями агробизнеса, банкирами и чиновниками было услышано. Теперь такие встречи в правительстве проходят регулярно. И они, несомненно, приведут к положительному результату, считает эксперт. Власти сегодня прислушиваются к мнению отраслевых союзов, так что в условиях кризиса работать становится гораздо легче.

Кроме того, обострение ситуации заставляет внимательнее проанализировать структуру себестоимости, обоснованность затрат и уровень производительности в животноводстве и птицеводстве. Производители уже ищут пути снижения издержек. А значит – повышают свою конкурентоспособность, работают на перспективу.

Будущее мясного рынка России будет зависеть от общеэкономической ситуации в стране, резюмирует С. Юшин. На долю мяса и мясных продуктов в потребительской корзине приходится более 20%. Но это сегодня – далеко не самый дешевый товар. А потому повышение спроса на него можно ожидать только в случае существенного улучшения общеэкономической ситуации в стране и прекращения роста цен на этот товар.

В условиях кризиса, скорее будет расти спрос на картофель и капусту, чем на мясо, не сомневается эксперт. Для него может настать тяжелый период. Конечно, есть мясо не перестанут, но на фоне кризиса потребительские предпочтения будут существенно меняться. Деликатесная продукция, сырокопченые колбасы и свежее высококачественное мясо для большинства потребителей станут товаром «не первой необходимости», прогнозирует С. Юшин. А это значит, что производителям и переработчикам придется переориентироваться на более дешевый сегмент, хотя он и не приносит большой прибыли, замечает он.

Предприятия перерабатывающей промышленности будут вынуждены искать пути снижения себестоимости своей продукции, продолжает эксперт. А значит, мяса в колбасе станет еще меньше. Но другого пути, по мнению С. Юшина, нет.

При подобном развитии событий встает еще один серьезный вопрос – о безопасности продукции. Ведь в погоне за снижением себестоимости может случиться так, что вопросам безопасности сырья и ингредиентов будет уделяться меньше внимания, предупреждает С. Юшин. И в этом – еще одна угроза нынешнего кризиса.


Диана Насонова «Крестьянские ведомости»

Источник: agronews.ru

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).