Союз российских пивоваров (СРП) предоставил «Экономическое обозрение» о результатах деятельности пивоваров в прошедшем году. Согласно нему, 2007 г. стал для отечественного пивоварения одним из самых успешных за последние годы. Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, как сообщают специалисты, уровень промышленного производства пива превысил психологический рубеж 1000 млн дал и по итогам 2007 г. составил 1,16 млн гектолитров.
Во-вторых, рост производства за период январь-декабрь 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. стал самым высоким за последние 7 лет.
В-третьих, высокие показатели роста производства пивоваренной отрасли положительно отразились на складывающейся структуре поступления акцизов в консолидированный бюджет РФ от производства алкогольной продукции и пива.
По данным российского казначейства производители пива твердо удерживают лидирующие позиции в пищевой и перерабатывающей промышленности по уплате акциза. Только за 2007 г. пивоваренные компании перечислили в бюджет порядка 22 млрд руб, отмечает СРП.
Высокие показатели роста производства в первые месяцы 2007 г. не могли бы удержаться на одинаковом уровне в течение всего года, но в I квартале 2007 г. наблюдалось именно дальнейшее ускорение динамики, подчеркивают специалисты.
Так, если в январе 2007 г. рост производства по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составил 30,9%, то в феврале этот показатель вырос уже до 35,3%.
Наиболее вероятным объяснениям подобных сверх высоких показателей может служить тот факт, что в начале предыдущего 2006 г. статистические данные были необычно низкими. Например, в январе 2006 г. было зафиксировано самое большое падение производства со времен первой половины 90-х гг. прошлого столетия, которое составило минус 12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Это и послужило основной получения в начале 2007 г. эффекта прогрессирующего роста производства.
Анализируя ситуацию в целом, специалисты СРП отмечают следующее - если не принимать во внимание полученные данные по 1997 г. и 2004 г., результаты которых не вписываются в общую динамику развития темпов роста производства, то фактически за всю историю развития российского рынка пива можно проследить четыре главных этапа.
Первый - с 1991 по 1995 гг. - это период стагнации, когда снижение уровня производства в отрасли достигло такого уровня, что встал вопрос о ее сохранении как секторе пищевой и перерабатывающей промышленности.
Второй этап - это время активного восполнения утраченных позиций с 1996 г. по 1999 г.
Третий этап - период снижения темпов роста производства до умеренных показателей, который продлился с 1999 г. по 2005 г.
Четвертый этап - период непрогнозируемого роста.
Специалисты предполагают, что развитие российского пивоваренного рынка за прошедшие 12 лет носит волнообразный характер и можно предположить также, что за последним этапом активного роста рынка пива последует не менее заметное замедление динамики производства пивоваренной отрасли с последующей стабилизацией на уровне 4-5%.
Такое предположение основано не только на анализе характера развития российского рынка, но также на предварительных результатах мировой индустрии пива в целом, которые, если и не оказывают прямого воздействия на отечественный рынок, тем не менее, могут являться важным ориентиром в среднесрочной перспективе в оценке событий.
Основными тенденциями в международной сфере развития пивоварения стало замедление темпов роста на «старых» сформировавшихся рынках, наблюдающееся снижение рентабельности пивоваренного бизнеса и стремление мировых лидеров к дальнейшей консолидации рынка.
Что касается последней тенденции, специалистами СРП отмечается, что появившиеся сообщения ведущих мировых производителей пива об их намерении произвести крупномасштабные слияния и (или) поглощения фактически являются следствием первых двух негативных причин.
Главные из них - ощутимое повышение цен на основное сырье (пивоваренный ячмень и хмель), и рост цен на материалы, используемые для производства тары и упаковки. В первую очередь это сказалось на алюминии, который используется в наиболее популярном сегменте упаковке в США - в алюминиевой банке.
Таким образом, считают специалисты, несмотря на осторожные прогнозы дальнейшего развития пивоваренной отрасли основанные, в первую очередь, на объективных тенденциях усиления конкуренции и насыщения рынка, итоговые показатели прошедшего года продемонстрировали, что потенциал роста пивоваренного рынка далеко еще не исчерпан.
Источник информации: agronews.ru
Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, строительная компания ООО «АГРОМЭН»