Российский экспорт зерна и его целесообразность - об этом рассказывал на интернет-канале AgroTV Александр Корбут, вице-президент Российского Зернового Союза.

По словам А. Корбута, для России экспорт зерна можно назвать поводом для гордости, а вот для наших конкурентов на мировом рынке - это очень серьезный повод для беспокойства.

Они опасаются усиления России на мировом рынке - в нынешнем году мы уже во многом определяли там погоду, экспортируя в основном пшеницу.

«В 50-е гг. XX века Россия была крупным экспортером зерна. Потом начался период, когда мы стали крупнейшим мировым импортером, и объемы импорта доходил до 25-30 млн т в год. В свое время объемы российских закупок зерна вызывали беспокойство в Америке, где ставился вопрос о том, что американское зерно не надо отправлять русским», - рассказал вице-президент РЗС.

Правда, тогда такой активный импорт из США зерна привел к тому, что зерновое производство в Америке стало интенсивно развиваться, и страна стала крупнейшим мировым экспортером зерна. А России пришлось заново выходить на этот рынок, «тяжело и болезненно».

В новейший период истории мы экспортировали около 1 млн т пшеницы - причем, в основном, это были поставки в бывшие республики СССР, то есть где были налажены традиционные экономические связи.

Потом Россия начала наращивать экспорт, но из-за случившегося в стране неурожая нам пришлось принять гуманитарную помощь, в том числе и в виде зерна.

«При этом мы получили сразу международный договор о запрете экспорта тех товаров, которые мы получили по гуманитарной помощи и по номенклатуре. То есть пшеница была, но ее экспорт был запрещен. Только в 2001 г. Россия фактически закрыла эту позицию. И тут я должен выразить благодарность министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, который занял четкую позицию насчет того, что с гуманитарной помощью надо закончить - Россия самодостаточна. После этого начался уже более активный экспорт, пик которого пришелся на 2002-2003 гг.», - сообщил Александр Корбут.

Это было связано с очень благоприятной конъюнктурой мирового рынка, неурожаем в Европе и с низкими ценами в России - тогда за зерновой год было отгружено 17,8 млн т зерна.

В результате в России появились стимулы к производству зерна. Поэтому вице-президент РЗС считает неправильным утверждение, что «РЗС - это лоббист экспортеров».

«Наша позиция простая и ясная. Экспорт зерна и агропродовольственной продукции это один из важнейших стимулов для расширения рынка сбыта», - подчеркнул А. Корбут и объяснил, почему.

Из-за сокращения населения сокращается потребление зерна. К этому же приводит и упадок в животноводстве. То есть в России постоянно будут запасы зерна, причем они будут нарастать.

По словам А. Корбута, «нам необходимо, чтобы они росли опережающими темпами, чтобы мы проводили зерна все больше и больше. Это единственный способ насытить внутренний рынок и обеспечить животноводство, в первую очередь, достаточно дешевым зерном».

Экспорт позволяет достичь этого, санируя рынок и убирая с рынка часть зерна. Кроме того, экспорт приносит доход. Потому что экспортеры, конкурируя между собой, тоже поднимают закупочные цены, и доход получают сельхозпроизводители.

Тем не менее, противники экспорта часто говорят о том, что экспортируя зерно, нам впоследствии приходится импортировать мясо и молочную продукцию, вместо того, чтобы кормить собственных животных.

Комментируя это высказывание, вице-президент РЗС отметил, «что сначала мы импортируем мясо, а потом экспортируем зерно».

Начиная с 1992 г. в России резко возрос импорт мяса. Чтобы вырастить корову, требуется не один год. А зерно получают ежегодно. Вместе с тем, если животноводство сегодня не будет потреблять зерно и платить за него деньги, то крестьянин его завтра не произведет.

«Нужен стимул, чтобы крестьянин производил зерно. И экспорт возможен только тогда, когда менее интересен сбыт на внутреннем рынке», - сказал А. Корбут.

То есть при хорошем спросе на внутреннем рынке любой зерновой оператор откажется принимать на себя рыночный риск, связанный с экспортом, и будет работать на внутреннем рынке. Фактически это произошло после закрытия экспорта.

Первые ограничения экспорта в России были введены постановлением от 10 октября прошлого годы, когда на пшеницу установили экспортную пошлину в 10%, а на ячмень - 30% от таможенной стоимости. В конце декабря для пшеницы эта цифра составила 40%, но не менее 105 евро/т.

Вице-президент РЗС озвучил один достаточно неожиданный момент - в 2008 г. экспорт был стабилизирующим фактором для роста цен на зерно.

«Пока до 2008 г. шел экспорт, цены росли достаточно ровно. Потому что экспортеры, а это крупнейшие консолидированные группы покупателей, которые закупают большие объемы зерна в короткие периоды, ориентируясь на мировой рынок, не могли предложить более высокую цену. Они предлагали цену адекватную мировому рынку, и это было сдерживающим фактором», - сказал А. Корбут.

В январе этот сдерживающий фактор с рынка ушел, и цена начала увеличиваться. Гость AgroTV считает, что «если бы мы сохранили экспорт, то, скорее всего, цена на зерно у нас не была бы выше цены мирового рынка. Потому что иначе экспорт был бы невозможен, а экспортеры бы не предлагали соответствующие цены».

В нынешнем году Александр Корбут предполагает, что российский экспорт зерна составит порядка 15-17 млн т.

В перспективе, исходя из показателей по развитию производства, которые заложены в госпрограмме (по финансированию, по поставкам техники, по вводу дополнительных посевных площадей), и при использовании в полной мере благоприятной конъюнктуры мирового рынка, Россия сможет в среднем ежегодно экспортировать 25-30 млн т зерна.

«Но в этом случае мы будем производить 120-150 млн т зерна, так что внутренний рынок мы обеспечим полностью», - заключил вице-президент РЗС. ВИДЕО .

Подготовила Ольга Акильева AgroNews.ru

Источник информации: АгроФакт
 

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).