Ростом цен на растительное масло и семечку в последнее время никого не удивишь. По прогнозам аналитиков, их увеличение будет происходить и в дальнейшем. Кому в таком случае заниматься подсолнечником будет выгодно?

По мнению многих экспертов, наиболее выгодно заниматься подсолнечником в таких условиях - агрохолдингам. Они обеспечены своим сырьем, имеют свои перерабатывающие мощности и большие финансовые возможности для ведения эффективной деятельности. Агрохолдинги не только менее зависимы от динамики цен, нежели более мелкие производители и переработчики подсолнечника, но и сами оказывают влияние на цены.

Доказательством этого может служить рейтинг 100 наиболее крупных и эффективных производителей этой масличной культуры (Клуб «Подсолнечник-100») за 2004-2006 гг., подготовленный сотрудниками Всероссийского НИИ аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) и РосАгроФонда.

Доля этих 100 крупных производителей в общей реализации подсолнечника всеми сельхозорганизациями России достаточно высока и составляет 18,1%. В составе нынешнего рейтинга - 20 новых организаций.

Среди регионов лидирует Ростовская область, где расположены 34 хозяйства клуба.

ООО «Агросоюз ЮГ Руси» Ростовской области, ООО «Агрофирма «Золотая Нива» Ставропольского края и ООО «Донские Агрокультуры» Ростовской области - лидеры сегодняшнего рейтинга.

Эти хозяйства производили по 13,4-14,9 тыс. т товарного подсолнечника, со среднегодовой выручкой от реализации 78-85 млн руб.

Характерным для нынешнего рейтинга явлением можно назвать увеличение площадей посева под подсолнечник во многих хозяйствах, и по большей части они расположены в верхней части рейтинга.

Так, дебютируя в прошлом рейтинге на 19 месте, ООО «Донские Агрокультуры» в нынешнем завоевал «бронзу», в том числе и из-за значительного увеличения посевной площади с 3296 га до 8998 га.

Что касается урожайности этой масличной культуры, то согласно данным Росстата, за период 2004-2006 гг. по стране она увеличилась с 10,2 ц/га до 11,4 ц/га.

У вошедших в клуб «Подсолнечник 100» данный показатель был преимущественно гораздо выше - например, в ООО «Колос» (45 строчка) и ОАО «Племзавод «Кубань» (95 строчка), урожайность составляла 31,9 ц/га.

Правда, имеются хозяйства и с меньшей урожайностью - ОАО «Агро-продукт» (8,9 ц/га, 92 строчка) и ОАО «Нижнечерванский элеватор» (8,6 ц/га, 68 строчка рейтинга). Но по ряду других параметров их деятельность была достаточно эффективной, чтобы войти в состав рейтинга.

Если рассматривать рентабельность реализации подсолнечника, то в нынешнем рейтинге наибольший ее уровень у КЛХ «Россия» - 349,6% (87 строчка рейтинга).

Себестоимость семечки у хозяйств этого Клуба0100 варьирует от 4,7 до 8,9 руб/кг. В прошлом рейтинге средняя себестоимость семечки была ниже - в пределах 4 руб/кг.

Что касается прибыльности га земли, отведенной под подсолнечник, то наиболее высоким, как и в предыдущий раз, этот показатель оказался у СЗАО «СКВО» (8 место рейтинга) - 9,77 тыс. руб. По сравнению с показателем прошлого рейтинга, нынешний оказался меньше в среднем на 2 тыс. руб.

Но в целом расчеты по остальным хозяйствам показывают, что прибыльность отдельных организаций растет, а у большинства держится на стабильном уровне 5-7 тыс. руб/га.

Вячеслав Лукомец, директор ВНИИ масличных культур им. В. С. Пустовойтова,

рассказал, почему, на его взгляд, заниматься подсолнечником более выгодно крупным хозяйствам.

«Отмечу, что за исследуемый в рейтинге период метеорологические условия для выращивания подсолнечника были благоприятными - культура относительно легко переносит засуху и болезни при правильной технологии выращивания.

Но именно из-за нарушения последней во многих средних и мелких хозяйствах выращивают подсолнечник недолжного качества и плохой урожайности», - сказал он.

«Случаи нарушения севооборота весьма распространены - подсолнечник зачастую высаживают через третий-четвертый год после уборки, а это приводит к накоплению болезней. В крупных хозяйствах и агрохолдингах ситуация с этим обстоит гораздо лучше», - добавил В. Лукомец.

А, по мнению профессора Василия Узуна (ВИАПИ), выращивая подсолнечник важно соблюдать не столько очередность культур в севообороте, сколько соблюдение агротехнических мероприятий.

«Например, в севообороте «пшеница - пар - подсолнечник» проблем с последним не будет при правильной обработке пара. То есть пар необходимо максимально полно очистить от пожнивных остатков, вредителей и т. п.», - подчеркнул В. Узун.

Ольга Акильева
Источник: www.agronews.ru

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).