Даже среди нижегородской аграрной элиты Евгений Константинович Михеев стоит в особом ряду - этот человек счастливо соединяет в себе типичного рыночника, жесткого прагматика с чертами управленца социальной ориентации, для которого наряду с получением прибыли всегда важно нравственное самочувствие людей, с которыми он работает. Эти его качества, которые, кажется, несовместимы в одном человеке, с особой силой проявились в недавней истории, о которой мы еще расскажем.

Кто есть кто.

Выпускник Горьковского сельхозинститута Е. Михеев попал по направлению в Бутурлинский откормочный совхоз, где с годами дорос до его руководителя. Позже возглавлял районное племобъединение, но вернулся в свое хозяйство. В конце 1993 года (теперь эта история подзабылась) в числе пяти нижегородских «пилотных» хозяйств Бутурлинский откормсовхоз был реформирован, стал ТнВ «Нива - Михеев и К», где действительными членами товарищества являются 3 человека, в том числе Е. Михеев владеет 49% всех вкладов (что-то вроде контрольного пакета акций). На долю других вкладчиков приходится остальное имущество хозяйства, а землю тут арендуют у дольщиков.

«Жизнь заставляет поступать так, чтобы коллектив возглавлял настоящий собственник, - говорит Е. Михеев. - Весь капитал на селе чаще разделен среди дольщиков и в силу своей раздробленности не эффективен. А в нашем коллективе за долгие годы существования мы не использовали ни копейки со стороны, развиваемся исключительно за счет самоинвестирования, если пользоваться нынешней терминологией. Конечно, не избегаем кредитов, которые помогают быстро развивать производство. И рассчитываемся по ним вовремя, у нас никогда не бывает просрочки с погашением долгов».

Когда общаешься с Е. Михеевым, не перестаешь удивляться гибкости его мышления, чуткому реагированию на запросы рынка. Если на первом этапе становления наблюдалась концентрация производства и управления им в руках одного руководителя, то со временем наблюдается нечто обратное - в рамках этого крупнейшего агрохолдинга все больше выделяется самостоятельных подразделений, что способствует широкому хозяйскому маневру, повышению эффективности производства.

Здесь самое время пояснить, что в состав агрохолдинга в свое время были включены 2 развалившихся колхоза. Единственное их богатство, которое привлекло тогда Е. Михеева, - это здешние тучные черноземы. В его собственном хозяйстве приходилось работать «на песках», богатых урожаев не получалось. Ныне посевы зерновых доведены до 5 тыс. га, причем, преимущество отдается продовольственной пшенице, урожаи которой составляют 30 ц/га.

«Сеем пшеницы ровно столько, чтобы загрузить сырьем мельницу, - отмечает Е. Михеев. - Ее первоначальная мощность - 15 т муки в сутки, а мы ежемесячно делаем по 150 т муки, чтобы полностью обеспечить пекарню, а также поставляем муку высшего сорта нескольким мясокомбинатам для производства колбас. Туда же отправляем излишки скота, который откармливаем на фермах. Для этого закупаем у населения молодняк весом до 120 кг, доращиваем до 400 кг в течение полугода».

Когда колхоз в Ягубовке был включен в агрохолдинг, здесь сразу ликвидировали молочную ферму. Мера, прямо скажем, вынужденная. Кормовая база тут была слабая, надои молока получали небольшие, продуктивность стада оказалась потерянной. Потому коров поставили на откорм, получили солидную прибыль, которая пошла на развитие зернового хозяйства, погашение прежних долгов по зарплате людям и другие цели.

А теперь вернемся к структуре агрохолдинга, которая претерпела значительные изменениия. Чтобы разгрузить центральный аппарат от несвойственных ему функций, придать больше хозяйственной самостоятельности все низовым подразделениям, тут создали почти 10 ООО, ЧП, которые с легкой душой отпустили в «свободное плавание». Во главе этих подразделений встали умелые, хорошо зарекомендовавшие себя специалисты. Причем, степень свободы не просто декларируется - большинство подразделений имеют свой баланс и банковские счета. В агрохолдинге теперь концентрируются все доходы, которые по очереди направляются на развитие нижних структур.

Управляет электроника.

Краеугольным камнем в становлении этого крупнейшего сельхозпредприятия стала собственная переработка. Знаете, с чего начиналась здешняя пекарня? С 1 тыс. буханок, которые выпекали за сутки. Позже ее расширили, а вместо прожорливых на затраты электропечей установили 3 газовых печи. То же самое сделали в колбасном цехе. Причем, тогда же перевели колбасный цех и пекарню на электронное управление - оператору требуется задать нужный режим, а дальше агрегаты работают «сами», выдавая продукцию нужного качества. Поскольку газ гораздо дешевле, то цены на продукцию удалось существенно снизить, лучшее реализовать для населения.

Открыли мастерскую по ремонту моторов для тракторов, комбайнов и автомобилей. Для этого приобрели специальные стенды, различные станки - получился современный ремзавод, где обеспечивается высокое качество ремонтных работ. Потому скоро технику сюда повезли из соседних хозяйств. А это выгодно для них - не надо гонять технику на ремонт за тридевять земель.

Немалый доход дает автозаправка, которую открыли на оживленной автотрассе. Здесь же работает кафе - снова дополнительный доход. Через автозаправку стали осуществлять оптовые поставки горючего соседним хозяйствам.

Торговля - только фирменная.

В Бутурлинском райпо есть хлебозавод и колбасный цех, но, похоже, они с некоторых пор перестали быть конкурентами для Е. Михеева. Все дело в том, как у него организована торговля. В райцентре у райпо с десяток магазинов, «сидят» они на центральных улицах, а Е. Михеев рассредоточили свои «точки» по окраинам, в том числе в новых микрорайонах, выросших за последние годы. Если райповцы вешают замки на магазинах в шесть вечера, то Е. Михеев торгует гораздо дольше. Скажем, не успел человек купить днем нужный товар, он вечером, что называется «в тапочках», идет по соседству со своим домом в магазинчик Е. Михеева.

Поскольку коммерция достигла тут огромных размеров, она выделена в дочернее предприятие «Ива», что позволяет существенно снизить налоговый пресс на предприятие, а дополнительные средства от коммерции вкладывать в производство. В «Иве» открыли лимонадный цех, занимаются копчением рыбы - это дополнительный товар на своих прилавках. Показательно, что ныне 70% продукции собственного изготовления, а остальное - сопутствующие товары.

Если кто воспринимает Е. Михеева этаким богачом, который постоянно ворочает миллионами, тот глубоко заблуждается. В этом смысле показательна история колбасного цеха, который возник на месте бывшей зверофермы. Поскольку спрос на меха упал, готовое здание начинили новым оборудованием, быстро освоили выпуск трех десятков видов изделий. Если бы вели новое строительство, затраты на цех были в несколько раз больше. Под пекарню реконструировали бывшую котельную, а мельницу разместили в тогдашнем складе после его ремонта. Все тут крутится, устойчиво работает. Можно сказать, что торговля и переработка как бы замкнули в единый цикл производство, что придает ему устойчивость, гибкость в рыночных условиях.

И еще один важный вывод - это многопрофильное, успешно действующее во всех звеньях предприятие давно доказало свою жизненспособность, высокую экономическую эффективность. Лучше сказать сухим языком статистики: прибыли в расчете на каждого работника тут получают в 25 раз больше, чем по району, а валового дохода - вчетверо больше. Уровень рентабельности в отдельные годы достигал 70%, хотя в последнее время из-за пресловутого диспаритета цен он несколько снизился.

Конфликт на ровном месте.

Как не трудно заметить, Е. Михеев - типичный трудоголик, может «мотаться» по хозяйству круглые сутки. Некоторое время назад он пережил тяжелую личную драму - погиб в автокатастрофе старший сын, которому Евгений Константинович намеревался предать свое дело. Сегодня поражаешься мужеству этого человека, который стойко переносит все удары нелегкой судьбы.

А теперь мы подошли к событиям, которые были обозначены в самом начале материала. Вот что рассказал сам Е. Михеев:

«У нас в районе в конце прошлого года конкурсный управляющий назначил аукцион по продаже имущества СПК имени Мичурина. На продажу выставлялись животноводческие и складские помещения, мастерская, даже контора. Сразу поясню интерес к этому конкурсу - у нас за последние годы выросло производство, потому сильно нуждаемся в дополнительных помещениях, чтобы развиваться дальше. А они, по сути, по соседству, всего в нескольких километрах. Если настелить полы, вставить окна, сделать механизацию - можно сюда загонять коров и телят».

Конкурс агрохолдинг выиграл, но поначалу это радости не доставило. Дело в том, что накануне конкурса «в область» пришло письмо о том, что якобы Е. Михеев собрался тут скупить все подряд, а потому у вновь созданного хозяйства «Бакалдское» скот может оказаться на улице. Трудно сказать, где тут правда, а где кривда, скорее всего авторы письма хотели таким способом привлечь внимание к настоящим бедам нового хозяйства. Правда, итогов конкурса власти не стали отменять.

Когда Е. Михеев приехал на место и осмотрел «покупку», то пришел в негодование, по его словам, «от живодерского отношения» к продуктивному скоту в «Бакалдском». Животные тут были по колено в навозе, дворы давно не чищены, скот поят из шлангов да не каждый день, корма скудные. Наблюдался немалый падеж молодняка. Обо всем этом Е. Михеев известил руководство района, в результате в хозяйство выехала комиссия, которая подтвердила все эти факты.

А дальше события развивались стремительно - за какую-то пятидневку работники нового хозяйства вместе с людьми, присланными Е. Михеевым, вычистили помещения, установили во дворах транспортеры, отремонтировали водопровод. Улучшилось кормление животных, возросли надои.

От этой истории у Е. Михеева остался горький осадок - до какого равнодушия и безответственности могли дойти соседи (на ферме полный штат обслуги, есть в новом хозяйстве специалисты), если допустили такое критические положение со скотом. А о том, что кое-кто попытался в этой ситуации все свалить с больной головы на здоровую, Е. Михеев попросту умалчивает.

Но он намерен теперь купленные здания быстро реконструировать, разместить скот, увеличить производство - в этом его, Михеева, единственный интерес, ради которого он затеял «покупку»…

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, крупная строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).