Большие гонки - так можно назвать то, что происходит сегодня в сфере разработки технологий и создания мощностей по производству альтернативных углеводородным энергоносителей, в частности биотоплива. С некоторым опозданием включилась в эту энергоборьбу и Россия.

По мнению специалистов, у нее есть все шансы стать одним из лидеров нового энергетического уклада, но только в том случае, если удастся сформировать эффективную модель его развития.

В погоне за будущим.

Аргументы в пользу биоэтанола смотрятся с каждым годом все более убедительно, особенно на фоне «отвязавшихся» нефтяных цен. Запасы углеводородного сырья в мире ограничены, биотопливо же - ресурс возобновляемый. Не случайно в стратегии развития энергетики США и в «Зеленой книге» Евросоюза предусматривается резкое повышение доли возобновляемых источников энергии. В Западной Европе уже в ближайшей перспективе его использование намечено довести до 20% от всего энергопотребления. Но лидер здесь не Европа, а Бразилия, которая давно и активно вырабатывает биотопливо из сахарного тростника.

У России огромный потенциал по части возобновляемых источников энергии, он оценивается в 360-430 млн т условного топлива. Россия - первая лесная держава, в стране около 20 млн га свободной пашни, часть которой можно засеять масленичными культурами. Помимо того ежегодно у нас образуется 700 млн т твердых бытовых отходов и отходов животноводства. Но к формированию мощностей по выпуску биодизельного топлива, биогаза и биоэтанола страна фактически только приступает.

Бюджет подставляет плечо.

Строительство новой отрасли - задача не одного дня, без прочной законодательной базы здесь не обойтись, и ее создание уже началось, причем довольно предметное. Недавно были приняты изменения в Закон «Об электроэнергетике», касающиеся возобновляемых источников энергии. Закон в первую очередь касается тех объектов, которые будут поставлять производимую энергию в общую сеть. А поскольку себестоимость энергии, полученной из возобновляемых источников, пока выше, чем из традиционных, государство обязалось компенсировать разницу.

Вместе с тем Минпромэнерго подумывает над разработкой отдельной программы по развитию возобновляемой энергетики. Однако главным практическим документом, скорее всего, станет новая федеральная целевая программа по повышению эффективности энергопотребления в РФ. В ней этому направлению посвящен целый раздел. Завершается работа над уточненной редакцией энергостратегии России до 2020 года, где обозначена цель: повысить долю возобновляемых источников энергии с нынешнего 1% до 3-5% к 2015 году.

Немаловажно, что эти программы опираются на первый, пусть пока скромный российский опыт. На Архангельском ЦБК установка по генерированию тепла и электроэнергии появилась еще в 1996 году. Там подсчитали, что выгоднее использовать отходы, чем покупать все возрастающее по стоимости топливо. В Вологодской области построена мини-ТЭЦ, работающая на древесных отходах, мощностью 6 мегаватт. Причем при ее создании было использовано только отечественное оборудование. Эксперимент оказался вполне успешным.

Предполагается, что в ближайшие несколько лет в стране появится до 25 предприятий по производству биотоплива. Флагманом отрасли можно считать уже введенный в строй Казанский маслоэкстракционный завод мощностью 300 тыс. т продукции в год.

Есть планы увеличить посевы рапса с сегодняшних 650 тыс. га до 800 тыс. в нынешнем году, отмечает Николай Сорокин, представитель департамента научно-технической политики и образования министерства сельского хозяйства. Благодаря развитию производства биотоплива в сельской местности может быть создано до 500 тыс. новых рабочих мест.

Просматриваются и другие перспективы увеличения выпуска биотоплива. В стране, например, свыше 100 заводов вырабатывают спирт. И мощности многих из них недогружены.

Начало начал.

Однако по большому счету все это даже не начало, а только начало начал. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, востребованность в России биотоплива покуда невелика. Это обусловлено в первую очередь тем, что эксплуатируемый автомобильный парк, сошедший с конвейеров отечественных предприятий, рассчитан, по сути, на топливо вчерашнего дня. Но в последние годы появилось много новых машин, потребность в хорошем бензине растет. Это привело к тому, что нефтеперерабатывающая промышленность начала модернизировать свои мощности и предлагать рынку топливо Евро-3, а кое-где и Евро-4. Однако спрос пока на такую продукцию крайне невысок. Велика вероятность, что то же самое случится и с биотопливом.

В России есть негативный пример использования альтернативного топлива - сжиженного и сжатого газа. С 1985 года правительство Москвы принимало несколько программ по расширению применения таких энергоносителей. Но все они тихо сходили на «нет». Одно дело - волевым путем пробивать полезное начинание, другое - создать экономические стимулы для перехода транспорта на новый вид энергии. До сих пор экономического механизма, стимулирующего такие изменения, не появилось.

Вопрос по переходу на биотопливо еще более сырой. Существуют ГОСТы, позволяющие включать в бензин биодобавки. Но в настоящий момент Россия переходит на новую систему технического регулирования, когда требования к моторным топливам устанавливаются техническим регламентом.

Пока действует один такой регламент - по газовым выбросам автомобильной техники, произведенной в РФ. Ни о каких биодобавках там даже не упоминается. Согласован проект технического регламента по требованиям к бензину и дизельному топливу. В нем оговорено использование биоэтанола до 5%. Но из документа не ясно, где будет примешиваться биоэтанол: на НПЗ или на АЗС? А о биодизеле вообще нет ни слова.

Программа на вырост.

По некоторым признакам, у бизнеса зреет все большее желание заниматься выпуском биотоплива. Но чтобы отрасль могла нормально развиваться, в основе ее существования должен лежать принцип рентабельности. Никто субсидировать ее не будет, за исключением первоначального этапа.

По словам президента Национальной биоэнергетической ассоциации Андрея Шаповальянца, чтобы новое направление состоялось как субъект экономики, необходимо решить, по крайней мере, 5 крупных проблем.

Первая - состояние сырьевой базы. Да, в стране много земли. Но когда попытались понять, почему она не используется для посевов, выяснилось, что крайне мало земельных угодий, реально оформленных в чью-то собственность. Ни один предприниматель, ни один банк не проинвестирует проект, пока не будут приведены в порядок земельные отношения.

С другой стороны, подсчитано, что для производства биотоплива стране как минимум потребуется 1,5 млн т рапсового масла. Для этого нужно собрать 4,5 млн т рапсовых семечек. При нынешней урожайности - 10 ц/га - необходимо засеять около 4 млн га. В 2007 году благодаря усилиям Минсельхоза дополнительно было засеяно 800 тыс. га. Рывок неплохой, но для решения поставленной задачи недостаточный.

Впрочем, сырья не хватает не только России, в Германии созданы мощности для переработки 3,5 млн т масленичных культур, из них на 1,5 млн т простаивает. Так что рапс, если им заняться серьезно, может стать еще и предметом экспорта. Еще одна проблема - обеспечение отрасли оборудованием. Пока в наличии в основном экспериментальные образцы, до внедрения их в серию - расстояние громадное.

Третье - подготовка кадров. Сегодня их уровень никак нельзя признать удовлетворительным.

Четвертое условие - создание благоприятного инвестиционного климата. Кое-что здесь делается. По ходатайству Минсельхоза производство оборудования для биотоплива включено в список тех видов техники, процентная ставка по кредитам для которых дотируется из бюджета. Это породило эффект домино, уже в стадии реализации 6 проектов по организации выпуска биотоплива и предполагается запустить еще 25.

И последний пункт в этом списке - продвижение биотоплива на внутренний и внешние рынки. До тех пор, пока этот вид топлива не займет свое место в официальном энергобалансе страны, считают специалисты, будущего у него не будет. Сначала биотопливо должно быть введено туда в виде добавок, затем - в виде отдельного энергетического элемента.

Источник: Владимир Гурвич «Российская газета - Бизнес»

Источник размещения: ООО «АГРОМЭН» - ww.agroman.ru - Российская аграрная компания, крупная строительная компания ООО «АГРОМЭН»

Назад

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).